Город-музей Старый Бар состоит не только из огромной экспозиции под открытым небом, сформированной временем, природой и людьми, но и из пары небольших специализированных музейных выставок, спрятанных в нем подобно куклам-матрешкам.
Первый музейчик находится практически на входе, недалеко от билетной кассы. Как я уже упоминала в первом посте, посвященном Черногорским Помпеям, это здание бывшей городской таможни. Оно появилось более 500 лет назад. Сведений о точном годе возведения дома не сохранилось, но ученые уверяют, что его построили в конце 15 или начале 16 века.
Первый музейчик находится практически на входе, недалеко от билетной кассы. Как я уже упоминала в первом посте, посвященном Черногорским Помпеям, это здание бывшей городской таможни. Оно появилось более 500 лет назад. Сведений о точном годе возведения дома не сохранилось, но ученые уверяют, что его построили в конце 15 или начале 16 века.
Позднее здание неоднократно служило и другим целям. В 1985 году было отреставрировано и с тех пор используется для размещения музейной выставки.
Помещение музея совсем небольшое.
Витрины в основном заполнены посудой большей или меньшей степени сохранности.
Все представленные предметы были найдены в развалинах старобарских домов и когда-то принадлежали местным жителям.
Эти расписные тарелки и миски изготовили в 17-18 веках.
А вот керамические кувшины, тоже украшенные росписью.
Стоит заметить, что в Старом городе Бара оставлена лишь часть находок. Многие артефакты нашли место в иных музеях, расположенных как на территории Черногории, так и в других югославских странах.
Еще тарелки.
Некоторые предметы собирали буквально по кусочкам.
Столовая керамика, 15-16 век.
А это уже стекло 16 столетия.
Осколки муранской стеклянной посуды, произведенной в конце 15 - начале 16 века.
На западной стене помещения висит карта всего Старого города. Гораздо менее подробная чем та, которую продают на входе, но все основное на нее нанесено. Карта появилась еще в прошлом веке, когда только начиналось восстановление Старого Бара и превращение его в культурно-туристический объект, поэтому некоторые подписи ныне не актуальны. Например, в историческом квартале так и не появилось запланированных ресторанов и художественного ателье.
Возле входа находится один из самых интересных экспонатов - фрагмент системы городского водоснабжения 18 столетия.
Также достойны внимания размещенные на стенах каменные гербы некоторых знатных семей Бара. Этот, например, принадлежал семье Заре (Заретич).
Ранее в городе существовал так называемый барский патрициат. Его основали около 20 семейств, издавна проживавших на территории Бара и сумевших заработать неплохое состояние (преимущественно благодаря торговле). Эти фамилии строили роскошные дворцы, заметно выделявшиеся богатством убранства среди домов обычных горожан, давали щедрые пожертвования церквям, покупали недвижимость. Их представители промышляли торговлей, состояли на почетных постах в суде и нотариате, занимали должности в высшей церковной иерархии.
Долгие годы барские семьи наращивали свое богатство и власть. В 15 веке ими даже был создан Аристократический совет, в значительной мере управлявший городом и другими гражданами.
Однако с приходом Османской империи в 1571 году дворянство стало постепенно исчезать. Спустя более чем сто лет, в 1696 году, в Баре осталось всего только 5 знатных семей. А в 18 веке барский патрициат полностью прекратил свое существование. Большинство аристократов переселилось в другие места, незначительная часть приняла ислам и начала жить по новым порядкам, но утратила прежнее могущество и влияние.
Борис (также встречается вариант написания Бориси) - единственное старинное семейство, продержавшееся в Баре до начала 20 столетия. Их герб как раз входит в число предметов, хранящихся в музее. Данная плита была создана в 15-16 веках.
В музейном зале выставлены декоративные фасадные фрагменты и иного рода. Скажем, эта полукапитель конца 15 - начала 16 века.
Но для большинства предметов каменной пластики отведено специальное помещение - лапидарий в верхней части города. Это и есть второй музей, находящийся буквально в паре минут ходьбы от экс-таможни.
Для размещения лапидария был выбран бывший пороховой склад. Данное здание построили в Баре в 1705 году по указу Хусейн-паши, правившего в то время поселением. До прихода Османской империи сей участок земли долгие годы принадлежал францисканскому монастырю.
Склад - еще одно сооружение, входящее в коротенький список сохранившихся на территории древнего города построек. Делали его на совесть. Это, а также большая толщина стен - более 160 см, стало основным фактором, благодаря коему здание дожило до наших дней. Когда в 1912 году произошел взрыв, соседняя церковь Святого Николая была разрушена до фундамента, а вот склад остался нетронутым. Не пострадал он и во время землетрясения 1979 года.
Интересен также случай, произошедший чуть позднее, в 80-х годах прошлого столетия. На территорию Старого Бара проникли воры и попытались взломать здание. Они надеялись, что внутри хранятся драгоценности. Так как двери были заперты, грабители попробовали пробраться внутрь через крышу. Преступники орудовали ломами всю ночь, однако так и не смогли попасть в пороховой склад, оказавшийся поистине крепким орешком.
Лапидарий, содержащий артефакты, найденные за последние несколько десятилетий в процессе изучения Старого Бара и Подграда, открыли в пороховом складе в 2013 году.
Постройка сохранила свой оригинальный вид за исключением пары моментов. Главное отличие в том, что в настоящее время крыша здания покрыта обычной красной черепицей, тогда как ранее она состояла из каменных плиточек (таких, как у домов горной деревушки Жлиеби в окрестностях Херцег Нови). Восстановить исторический облик сооружения планируется сразу же, как только появятся средства.
А еще на фасаде разместили каменные декоративные элементы, оставшиеся от других зданий. Ранее ничего подобного, конечно, не было.
На улице - лишь малая доля экспозиции. Основная же ее часть скрыта под купольным потолком центрального складского помещения.
Оно невелико, однако на стеллажах, расставленных вдоль стен, хранится свыше 650 архитектурных фрагментов! Все они разбиты по категориям и снабжены пояснительными табличками с надписями на черногорском, английском и русском языках.
Здесь хранятся кусочки с фасадов жилых домов, дворцов знатных семей, общественных зданий. Есть и элементы от разрушенных храмов.
Довольно много выставлено обломков от церкви Св. Николая, некогда очень красивого и величественного здания.
Сегодня о его былом великолепии можно судить в общем-то только по этим плитам с декором, так как храм, оказавший менее прочным, чем склад, практически полностью уничтожен взрывом. Представленные тут камни были обработаны для церкви и украшены надписями еще в начале 14 столетия.
Вообще, выставка лапидария охватывает огромный временной промежуток - с 5 по 19 века. В значительной мере весь этот декор создали барские умельцы, некогда славившиеся своим мастерством далеко за пределами града.
Рассматривая полки лапидария реально проследить за влиянием разных эпох и правителей на городскую архитектуру. С фрагментами из византийского, сербского и венецианского периодов соседствуют камни из времен Османской империи.
Турецкие годы правления иллюстрируют преимущественно надгробные плиты. Многие из них отмечены изящной вязью арабского турецкого алфавита, сильно выделяющей их среди прочих экспонатов.
Оба музея открыты ежедневно для всех посетителей, купивших билет в Старый Бар. Дополнительная плата за вход не взимается.
Комментарии
Отправить комментарий