Старый Улцинь - один из старейших архитектурных объектов городского типа на Адриатике. За последние пару веков Улцинь сильно разросся во все стороны, так что сегодня Старый город - всего лишь небольшой исторический квартал в современном населенном пункте. Тем не менее, тут до сих пор живут люди, а туристы имеют возможность прогуляться по улицам этого старинного города, строившегося на протяжении 2 500 лет. Вход внутрь открыт постоянно и бесплатен, деньги берут только за доступ в небольшую часть верхнего Старого Улциня, где оборудован местный музей. Но мы начнем свою прогулку с нижней части исторического квартала.
Попасть в нее можно через юго-восточные ворота. К ним ведет дорога с набережной, расположенная неподалеку от знаменитого Малого пляжа.
От входа как раз простирается вид в сторону этого самого пляжа, а на переднем плане отлично просматривается небольшая гавань.
Ворота устроены в толстой крепостной стене. В их арочном проходе установлены две дверные створки, окованные железом.
Этот вход в город был сделан еще в 6 веке.
Пройдя через врата мы попадаем на нижнюю площадь города. Архитектурная застройка здесь выглядит вот так. Первое впечатление довольно непонятное - обилие вывесок, атрибутов кафе и каких-то новостройных фрагментов смотрится не особо гармонично и немного сбивает с толку.
Поэтому сперва можно заняться противоположной стороной и осмотреть древние крепостные стены, обращенные к Адриатическому морю.
Высота укрепления в некоторых местах и его монументальность, конечно, впечатляет. Вообще, монументальность - по-моему лучшее описание для улциньских крепостных стен.
Поворачиваемся обратно, к застройке нижней части города. Одно из самых примечательных ее зданий - Венецианский дворец. Ранее, во времена Венецианской республики, тут располагалась резиденция наместника. Отсюда и пошло название дома, построенного на остатках старого средневекового здания. В конце прошлого века в Венецианском дворце открылся четырехзвездочный отель. Цены, учитывая локацию и неплохие интерьеры, умеренные - от 65 евро за ночь в двухместном номере. Кому интересно, проверить актуальную стоимость номеров можно по этой ссылке.
Пониже, прямо напротив городских ворот, стоит дворец Балшичей. На самом деле это не оригинальный дворец, а здание времен Венецианской республики. Но возведено оно на месте резиденции Балшичей - семейства, управлявшего сербским княжеством Зета в период с 1360 по 1421 годы. Представители этой династии очень любили сей город на берегу Адриатического моря и часто в нем жили.
Ныне дворец также занят отелем, а на его нижнем этаже находится ресторан.
На площади перед дворцом Балшичей высажены пальмы и оливы.
Рядом стоит городской маяк - невысокая квадратная башня белого цвета.
От обрыва и моря дворцовую площадь отделяют все те же крепостные стены.
В каменной кладке стен имеются как небольшие бойницы,
так и солидные пушечные амбразуры.
Город построен на вершине скалы, поэтому виды отсюда достаточно интересные и впечатляющие. В южной части исторического квартала высота над уровнем моря составляет 360 метров. Так что выглянув через амбразуру в крепостной стене можно насладиться чудесными панорамами. Простор Адриатики захватывает, яркий цвет чистых вод у подножия стен завораживает.
Очень интересно смотрится берег полуострова, занимаемого Старым городом.
Площадь исторического квартала составляет примерно 3 гектара, крепостные стены окружают его со всех сторон. Их высота и толщина может отличаться на разных участках.
Древнейшие остатки городских стен датируются еще иллирийским периодом. Также сохранились небольшие фрагменты греческой кладки, однако большая часть стен все же относится к более поздним временам.
Улцинь был основан иллирийским племенем Аридеа в 5 веке до нашей эры. После иллирийцев сию локацию заняли греки, построившие здесь настоящий укрепленный город, а во 2 веке нашей эры - римляне. Затем Улцинь еще неоднократно переходил из рук в руки. Им владели Византия, Неманичи, Балшичи, Венецианская республика, Османская империя. Место было отличное, позиция города - выгодная, поэтому каждый новый правитель старался поддерживать хорошее состояние крепостных стен и совершенствовать имеющуюся оборонительную систему.
Сегодня крепостные стены находятся в разной степени сохранности. Где-то перед нашими глазами предстают только разрушенные фрагменты, однако большая часть фортификации пребывает в весьма неплохом состоянии.
Практически все, что мы можем видеть сегодня, относится к венецианскому и турецкому периодам.
Северную и восточную стену ныне можно осмотреть только снаружи, внутри исторического квартала к ним мешают подойти дома, вплотную приткнувшиеся к фрагментам фортификационного сооружения. С южной и западной сторонами все обстоит наоборот - вдоль них можно пройтись находясь в Старом городе, а вот снаружи обойти нельзя, так как по большей части под ними только море.
По мере продвижения вдоль крепостных стен постепенно меняется картинка, открывающаяся возле них.
Рядом с местом, где соединяются южная и западная стена, имеется арочный проход, миновав который получится подняться наверх, ко вторым воротам.
Со стен хорошо видно не только море и домики, но и другие части укрепления.
Внушительная стена Балани из венецианского периода.
Рядом с ней и находятся северо-западные ворота. Появились они также как и нижние в 6 веке. Были укреплены во время венецианской перестройки фортификации.
Когда-то это был главный городской вход. Проход тут гораздо длиннее, внутри сделаны бойницы, благодаря коим получается оценить реальную - огромную! - толщину стены.
Вид снаружи, со стороны нового города. Раньше над входной аркой имелся декор, но до наших дней от него, к сожалению, ничего не осталось. Теперь каменную кладку украшает только простенький карниз.
Крепостная стена у ворот выглядит надежно, подавляюще, грозно.
От входа прекрасный вид на расположенную неподалеку православную церковь Св. Николы, перед коей раскинулась вечнозеленая роща из оливковых деревьев. Ниже находится христианское кладбище.
Возвращаемся на территорию исторического квартала.
В Улцине издавна существовал культ воды. Фонтанчики для общего пользования делали по всему городу. Здесь считали, что лучше построить чесму - питьевой фонтан, нежели новый религиозный объект. Некогда в Улцине было около 30 питьевых фонтанов. До наших дней не сохранилось и половины. Один из самых интересных и известных находится неподалеку от верхних ворот, справа от входа на площадь Рабов. Он был создан в 1749-1750 годах.
Над краником высечена табличка - типичный элемент местных чесм. Строили такие питьевые фонтаны на пожертвования и обязательно украшали их записью с именем человека, давшего деньги на возведение, а также пожеланием, чтобы каждый, кто испьет отсюда хотя бы глоток воды, упомянул в своих молитвах сего человека и попросил для него место в раю.
На одной из стен неподалеку от данной чесмы внимательные туристы могут заметить еще одну старую табличку на османском турецком алфавите. Датируется она 1130 годом по Хиджре (то есть 1717-м или 1718-м по григорианскому летосчислению). В ней, главным образом, содержится просьба к богу благословить крепость и оставить ее под "исламской властью до судного дня".
Ну и конечно, говоря о достопримечательностях Улциня нельзя упустить платную часть Старого города - музей с руинами Цитадели.
Он начинается от площади Рабов. Названа она так потому, что одну ее строну занимают казематы, огороженные от улицы решеткой. Несколько веков назад они играли роль клеток, в коих содержались рабы.
Был в истории Улциня и такой период - он славился как крупнейшее место работорговли на Адриатике.
С 16 века в город стали стекаться пираты из Мальты, Туниса и Алжира. Вскоре он уже был известен как одно самых больших пиратских гнезд в регионе. А некоторое время спустя в нем появился и свой невольничий рынок.
Большинство людей привозилось из Италии и Далмации. Поначалу улциньские пираты в основном грабили виллы на побережье, а их владельцев брали в плен. Подобные пленники не использовались в качестве рабочий силы. Пираты запрашивали за знатных людей выкуп с их родственников, друзей или просто земляков, а при его получении отпускали заключенных на волю. Брали в плен и людей с захваченных кораблей. Так продолжалось до середины 18 века, пока местные жители не стали покупать рабов на побережье Северной Африки. После прибытия в Улцинь африканцы либо перепродавались, либо работали на земле или в море. Маленькая община потомков бывших рабов, между прочим, до сих пор проживает в Улцине.
А пиратская эпоха в жизни города завершилась к 1815 году.
Рассказывают, что одним из узников Улциня однажды стал знаменитый испанский писатель Мигель де Сервантес. Он попал в плен в 1575 году во время плавания по Средиземному морю. Пираты хотели получить за него большой выкуп. Они решили, что молодой человек происходит из знатной и богатой семьи и запросили за его освобождение денег больше, чем обычно. Родным Мигеля потребовалось немало времени, чтобы собрать всю сумму, поэтому он пребывал в заточении 5 лет. Позже, после счастливого спасения и возвращения на родину, Сервантес написал свое самое известное произведение - роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Имя центральной героини романа - Дульсинеи - можно перевести как улцинянка, уроженка Улциня. Кроме того, некоторые исследователи отмечают в романе описания Улциня 16 века.
По одной из версий Мигель все пять лет провел в Улцине. Местные жители называли его Сервет. Узник обычно до поздней ночи не спал в своей камере, постоянно о чем-то размышлял и делал записи. Днем же он чаще всего пел, и девушки из близлежащих домов высовывались из своих окон, дабы его послушать. Одна из горожанок влюбилась в испанского раба и каждый раз, когда его выпускали на прогулку, сопровождала его. По легенде Сервантес освободившись забрал ее с собой.
Согласно более распространенной, но менее романтичной версии тех давних событий, хозяин Мигеля отвез его в Алжир и продал одному из самых свирепых тамошних лидеров - Хасан-аге. У него Сервантес и находился в заточении, пока его не выкупили. Одни предполагают, что в таком случае Мигель мог посетить Улцинь по пути домой, другие - что он там вовсе никогда и не был, а просто наслушался историй о городе от других пленников пиратов.
Как бы то ни было, а жителям Улциня хочется верить, что писатель действительно когда-то побывал у них, и площадь Рабов теперь также иногда называют площадью Сервантеса.
Еще одна интересная достопримечательность площади и музейной территории - так называемая Церковь-Мечеть, наглядно демонстрирующая сочетание Востока и Запада в Улцине. Это довольно необычное строение, имеющее элементы христианской и мусульманской сакральной архитектуры. Доминирует в ансамбле разрушенная башня - минарет, который как раз и можно увидеть на фото.
Основное здание было построено в 14 веке. Новую церковь освятили в честь Девы Марии. В 1510 году провели масштабные работы по ее обновлению, поэтому во многих источниках именно данный год нередко указывают как время постройки.
Затем город захватили турки, славившиеся среди прочего разрушением христианских храмов - они либо полностью их сносили, либо переделывали в мечети. Не миновала эта судьба и улциньскую церковь Св. Марии. С 1571 года ее стали использовать как мечеть, назвав в честь султана Селима II. В народе ее также именовали Царской, так как работала она благодаря городскому бюджету, а не частным пожертвованиям. В 1693 году к зданию бывшего христианского храма был пристроен минарет.
Церковь-Мечеть выполняла функции культового сооружения до 1878 года. В настоящее время здание используется в качестве зала для археологической выставки. Имеет статус памятника культуры II категории.
Теоретически музей Улциня работает с 9:00 до 20:00 с 1 мая по 1 ноября и с 8:00 до 15:00 в остальные месяцы. На практике в зимний период музей иногда может быть закрыт целый день. Входной билет стоит 2 евро.
Тем, кому не повезет напороться на нерабочее время (как нам), придется ограничиться просто осмотром площади Рабов через решетку.
Второй пост о Старом городе Улциня можно посмотреть здесь.
Комментарии
Отправить комментарий