Черногорский городок Тиват входит в число наиболее известных населенных пунктов страны по двум причинам: из-за своего аэропорта, коим пользуется достаточно большое количество туристов, и благодаря яхт-комплексу Порто Монтенегро, одному из крутейших морских портов на побережье Адриатики, прочно закрепившемся в перечне лучших марин Европы категории "люкс".
В начале 2000-х спрос на крупногабаритные яхты увеличился, а мест, где были бы надлежащие условия для швартовки таких судов, по-прежнему оставалось очень мало. Еще меньше насчитывалось марин, способных предложить кроме стоянки услуги, нужные владельцам роскошных кораблей для комфортного отдыха. Так возникла идея построить в этом уголке Адриатики современный элитный порт, ориентированный на супер-яхты, а также создать вокруг него необходимую инфраструктуру соответствующего уровня.
Открытие первых причалов Порто Монтенегро в Тивате состоялось в 2009 году, а в 2010-м объект получил официальный статус морского порта Черногории. С тех пор он активно работает, хоть проект пока и не реализован полностью.
Строительство комплекса продолжается практически непрерывно, но до полного окончания работ остается еще несколько лет.
В настоящее время марина Порто Монтенегро имеет 450 яхт-мест.
Планируется, что после завершения строительства их количество увеличится до 850. Из них 250 предназначено для судов, длина коих превышает 30 метров. Тиватский порт должен стать единственной в Европе мариной, вмещающей такое большое число супер-яхт.
Пристани в Порто Монтенегро имеют разную ширину. Протяженность их тоже отличается и может быть от 12 до 180 метров.
Доступ на большую часть пристаней есть только у работников и владельцев судов, но парочка пирсов открыта для прогулок. Самая южная пристань в комплексе, обозначенная на картах номером 1, например.
Ее легко узнать по старому крану, оставшемуся еще с тех времен, когда в Тивате находилась военно-морская база Югославии.
Для гостей комплекса на этих пирсах установлены лавочки под высокими пальмами.
Ограждений на пристанях, даже тех, по которым можно гулять, нет - считается, что у посетителей и так хватит мозгов не свалиться в воду и проследить за своими детьми. Но на всякий случай на территории всего комплекса стоит достаточно большое количество спасательных кругов.
С первым пирсом соседствует №2, также открытый для всех желающих прогуляться в любое время дня и ночи. Он гораздо короче и старого большого крана тут нет, зато его украшают небольшие конусообразные фонтанчики.
Первый причал предназначен для наиболее габаритных яхт, так что именно у него можно увидеть самые длинные и роскошные суда.
Владельцев супер-яхт в Порто Монтенегро привлекают не только достойные условия и наличие надлежащей инфраструктуры, но и то, что черногорское законодательство делает нахождение на территории страны во многом более выгодным, чем в других европейских государствах.
В настоящее время марина Порто Монтенегро имеет 450 яхт-мест.
Планируется, что после завершения строительства их количество увеличится до 850. Из них 250 предназначено для судов, длина коих превышает 30 метров. Тиватский порт должен стать единственной в Европе мариной, вмещающей такое большое число супер-яхт.
Пристани в Порто Монтенегро имеют разную ширину. Протяженность их тоже отличается и может быть от 12 до 180 метров.
Доступ на большую часть пристаней есть только у работников и владельцев судов, но парочка пирсов открыта для прогулок. Самая южная пристань в комплексе, обозначенная на картах номером 1, например.
Ее легко узнать по старому крану, оставшемуся еще с тех времен, когда в Тивате находилась военно-морская база Югославии.
Для гостей комплекса на этих пирсах установлены лавочки под высокими пальмами.
Ограждений на пристанях, даже тех, по которым можно гулять, нет - считается, что у посетителей и так хватит мозгов не свалиться в воду и проследить за своими детьми. Но на всякий случай на территории всего комплекса стоит достаточно большое количество спасательных кругов.
С первым пирсом соседствует №2, также открытый для всех желающих прогуляться в любое время дня и ночи. Он гораздо короче и старого большого крана тут нет, зато его украшают небольшие конусообразные фонтанчики.
Первый причал предназначен для наиболее габаритных яхт, так что именно у него можно увидеть самые длинные и роскошные суда.
Владельцев супер-яхт в Порто Монтенегро привлекают не только достойные условия и наличие надлежащей инфраструктуры, но и то, что черногорское законодательство делает нахождение на территории страны во многом более выгодным, чем в других европейских государствах.
Например, в Черногории действует упрощенный порядок прохождения морской границы, нет временных ограничений на пребывание иностранных судов, яхты, зарегистрированные в других странах, не облагаются НДС. А еще все пользователи марины имеют право заправляться беспошлинным топливом высокого качества.
Все эти и некоторые другие преимущества оценили, например, владельцы яхты "Silver Angel". Данное судно построено в 2009 году на итальянской верфи "Benetti". Внешнее оформление корабля было придумано Стефано Натуччи. Яхта имеет длину 64,5 м, ширину - 12 м. Валовая регистровая вместимость судна - 1407 тонн, крейсерская скорость - 15 узлов.
Сия красавица сдается в аренду. За неделю пользования ею придется отдать от 425 000 € + оплатить дорожные расходы. Яхта имеет 7 кают и предназначена для 12 гостей. Летом она обычно стоит в Средиземном море, зимой - в Карибском.
Яхта "Sputnik" имеет длину 60 метров и ширину 16 м. Валовая регистровая вместимость судна - 2307 тонн. Корабль был построен в 2006 году.
У соседних пристаней пришвартованы яхточки поскромнее. На фоне гигантов, закрепленных на первом пирсе, выглядят они, конечно, не особо впечатляюще.
Так что экскурсию по Порто Монтенегро лучше начинать из северной части комплекса, от музея Морского наследия и субмарин - чтобы сначала насладится видом небольших, но стильных яхт и парусников, и постепенно прийти к самым внушительным кораблям.
Все эти и некоторые другие преимущества оценили, например, владельцы яхты "Silver Angel". Данное судно построено в 2009 году на итальянской верфи "Benetti". Внешнее оформление корабля было придумано Стефано Натуччи. Яхта имеет длину 64,5 м, ширину - 12 м. Валовая регистровая вместимость судна - 1407 тонн, крейсерская скорость - 15 узлов.
Сия красавица сдается в аренду. За неделю пользования ею придется отдать от 425 000 € + оплатить дорожные расходы. Яхта имеет 7 кают и предназначена для 12 гостей. Летом она обычно стоит в Средиземном море, зимой - в Карибском.
Яхта "Sputnik" имеет длину 60 метров и ширину 16 м. Валовая регистровая вместимость судна - 2307 тонн. Корабль был построен в 2006 году.
У соседних пристаней пришвартованы яхточки поскромнее. На фоне гигантов, закрепленных на первом пирсе, выглядят они, конечно, не особо впечатляюще.
Так что экскурсию по Порто Монтенегро лучше начинать из северной части комплекса, от музея Морского наследия и субмарин - чтобы сначала насладится видом небольших, но стильных яхт и парусников, и постепенно прийти к самым внушительным кораблям.
Впрочем, на других причалах, скажем, возле набережной, тоже порой попадаются эффектные и достаточно большие экземпляры. Такие, как "Waku". Эта яхта была построена в 2008 году, в настоящее время плавает под флагом Каймановых островов. Имеет длину 43 м. Валовая регистровая вместимость судна - 399 тонн.
Акватория марины остается относительно чистой. Иногда в воде можно наблюдать довольно крупных рыбок, плавающих недалеко от поверхности. А как-то в Порто даже видели большую черепаху, хотя морские черепахи, вообще-то, довольно редкие гости в Боке Которской.
С моторными яхтами в порту соседствуют парусники.
Порто Монтенегро имеет 5 "Золотых якорей" - то есть, марине дана максимально высокая оценка качества работы и обслуживания в данной области.
В 2015 году тиватский комплекс получил звание "Лучшей марины года для супер-яхт" от британской Ассоциации яхтенных портов (The Yacht Harbou Association или, сокращенно, TYHA). А в 2017-м ему была присвоена престижная платиновая награда от той же Ассоциации.
Роскошный "Silver Angel" за 425 000 € в неделю - далеко не единственное судно в порту, сдающееся в аренду. Многие из стоящих в марине кораблей можно взять напрокат. Агентства, оказывающие посредничество в подобных делах, располагаются прямо на территории комплекса. Среди их предложений есть не только супер-яхты для отдыха, но и большие парусники для незабываемых морских путешествий и приключений,
а также совсем маленькие кораблики для непродолжительных, но ярких прогулок.
Яхтенное великолепие и разнообразие марины обрамляют новенькие кварталы, построенные специально в дополнение к порту - чтобы обеспечить ту самую инфраструктуру для судовладельцев. Порто Монтенегро находится в центре Тивата и по сути представляет собой город в городе.
Здесь возведено несколько апарт-комплексов, состоящих их невысоких домов с большими окнами и балконами, с коих открывается прекрасный вид на территорию, море и корабли.
Жилье в готовых объектах уже распродано, приобрести апартаменты возможно только в строящемся здании.
Многие интересуются: сколько же стоит купить квартиру в Порто Монтенегро? В первых комплексах студии продавались за 185 000 €, а дуплексы и пентхаусы за 1,5 млн евро. Со временем цена несколько поднялась.
Сейчас у застройщика можно купить жилье в здании "Baia". Цены начинаются от 200 000 €, за эту сумму вы получите самые скромные студио-апартаменты. С увеличением площади квартиры и ее уровня повышается и цена. Максимальный ценник установлен на люксовый пентхаус - за него придется заплатить на 3 миллиона евро больше, чем за студию в том же здании.
Как правило, квартиры расходятся достаточно быстро, к моменту сдачи объекта все - или практически все - раскупают.
В СМИ Порто Монтенегро окрестили "игровой площадкой для магнатов".
Среди владельцев недвижимости почти все иностранцы, весьма значительную часть покупателей составляют русскоговорящие и англичане. Один из наиболее известных здешних жителей - Эдди Джордан, бизнесмен, журналист, автогонщик, основатель и бывший владелец команды "Джордан" в Формуле-1.
Первые этажи практически всех зданий являются нежилыми помещениями. Их занимают конторы по аренде яхт и автомобилей высшего класса, всевозможные рестораны, художественные галереи.
Магазины в Порто Монтенегро тоже есть. Это один супермаркет и разнообразные бутики (кстати, тем, кто планирует шопиться - конкретно здесь и вообще в Черногории, стоит прочитать статью о возврате НДС (tax free)).
В общем-то, большая часть домов не представляет интереса. В целом весь комплекс выглядит хорошо, ярко и аккуратненько, но если рассматривать здания по отдельности, то они едва ли покажутся особо красивыми или необычными. Впрочем, все же есть на территории Порто Монтенегро несколько строений, заслуживающих внимания.
Например Административное здание, в которое был переоборудован старый Дом армии. Внутри него находится спортивный клуб, предлагающий посетителям тренажерный зал, настольный теннис, меленький, всего на две дорожки, боулинг, бильярд, корт для игры в сквош. Тут проводятся индивидуальные тренировки и групповые занятия (йога, пилатес, зумба). На заднем дворе оборудован теннисный корт.
Дом армии расположен уже за пределами комплекса, у северного входа на территорию (к слову, если хочется посмотреть Порто Монтенегро на карте - кликайте на надпись в графе "Место" в конце поста).
В общем-то, большая часть домов не представляет интереса. В целом весь комплекс выглядит хорошо, ярко и аккуратненько, но если рассматривать здания по отдельности, то они едва ли покажутся особо красивыми или необычными. Впрочем, все же есть на территории Порто Монтенегро несколько строений, заслуживающих внимания.
Например Административное здание, в которое был переоборудован старый Дом армии. Внутри него находится спортивный клуб, предлагающий посетителям тренажерный зал, настольный теннис, меленький, всего на две дорожки, боулинг, бильярд, корт для игры в сквош. Тут проводятся индивидуальные тренировки и групповые занятия (йога, пилатес, зумба). На заднем дворе оборудован теннисный корт.
Дом армии расположен уже за пределами комплекса, у северного входа на территорию (к слову, если хочется посмотреть Порто Монтенегро на карте - кликайте на надпись в графе "Место" в конце поста).
Комплекс "Ksenija", на мой взгляд, самое красивое сооружение среди прочих тиватских новостроек. Один из его домов украшен высокой квадратной башней, соединенной с соседним зданием высокой аркой.
Через арку, к слову, можно выйти из комплекса в город.
Или просто пройти на набережную, полюбоваться башней с нового ракурса и продолжить прогулку по Порто Монтенегро.
Арка, кстати - один из самых популярных архитектурных элементов в поселении. В основном зона ее применения ограничена первым этажом.
Порой даже встречаются целые аркады, гармонично вписывающиеся в окружение.
Арки буквально повсюду!
И мне это очень нравится.
Отель "Regent Porto Montenegro" состоит из двух корпусов - "Venezia" и "Aqua". "Aqua" осталась за кадром и в целом это довольно скучный корпус. На фото - "Venezia", построенная первой. Ее фасад выкрашен в желтый цвет и оформлен в духе венецианского ренессанса.
"Regent" является гостиницей категории "5 звезд". Он предлагает посетителям разнообразные варианты размещения: стандартные номера, сьюты, пентхаусы.
Если бронировать номера напрямую, через официальный сайт, то отель "Регент Порто Монтенегро" обойдется туристам минимум в 153 € в сутки. Максимальные цены - 1131 € за сьют в "Венеции" и 4021 € за ночь в петхаусе корпуса "Aqua".
В отеле имеется несколько бассейнов, тренажерный зал, турецкая баня, сауна, парная, процедурные кабинеты, рестораны и бары. На террасе перед набережной разбит так называемый итальянский сад с арочными проходами, увитыми растениями.
"Регент Порто Монтенегро" предоставляет возможность проведения в этом саду свадеб и других мероприятий. Также отель располагает банкетными залами разной вместимости и парочкой других небольших садов.
Многие предприятия общественного питания в Порто Монтенегро занимают не только помещения, но и часть улицы. Столики и стулья выставляются наружу как летом, так и в остальные месяцы, ведь климат в Черногории достаточно мягкий и даже зимой обедать на открытом воздухе может быть вполне комфортно, особенно когда день солнечный.
Прогуливаясь по комплексу посетители имеют возможность выбрать оформление кафе и меню по своему вкусу. Заведения здесь довольно разношерстные - начиная с демократичного "Al Posto Giusto" и заканчивая ресторанами с изысканными блюдами и дорогими винами.
Ресторации, кафе и бары объединяет лишь то, что все они находятся в весьма уютных местечках, особенно когда речь идет о уличных площадках. Тут процесс поглощения пищи приносит еще больше удовольствия благодаря свежему морскому ветерку, зелени растений, видам Адриатики и кораблей в марине, ароматам цветов, смешивающихся с запахом моря: соли, йода, водорослей.
Гулять в Порто Монтенегро приятно не только по пирсам и набережной, но и за их пределами. На улицах комплекса спокойно и чисто, все очень аккуратно и облагорожено.
Уют на территории яхт-комплекса в немалой степени определяется обилием зелени. Над обустройством пространства явно хорошо потрудились ландшафтные дизайнеры.
Стены и металлические конструкции оплетает яркая зелень.
В стильных кадках и керамических горшках сидят экзотические и средиземноморские растения. На площади Венеции, например, ежегодно цветут яркие стрелиции.
Тут и там растет лаванда, период активного цветения которой приходится на июнь. Особо распространены два вида - лаванда узколистная (или лаванда настоящая)
и лаванда стэхадская.
У центрального входа посетителей встречает огромная клумба голубых агапантусов.
А у северного возле Административного здания - забор, увитый пассифлорой разных сортов.
Многие предприятия общественного питания в Порто Монтенегро занимают не только помещения, но и часть улицы. Столики и стулья выставляются наружу как летом, так и в остальные месяцы, ведь климат в Черногории достаточно мягкий и даже зимой обедать на открытом воздухе может быть вполне комфортно, особенно когда день солнечный.
Прогуливаясь по комплексу посетители имеют возможность выбрать оформление кафе и меню по своему вкусу. Заведения здесь довольно разношерстные - начиная с демократичного "Al Posto Giusto" и заканчивая ресторанами с изысканными блюдами и дорогими винами.
Ресторации, кафе и бары объединяет лишь то, что все они находятся в весьма уютных местечках, особенно когда речь идет о уличных площадках. Тут процесс поглощения пищи приносит еще больше удовольствия благодаря свежему морскому ветерку, зелени растений, видам Адриатики и кораблей в марине, ароматам цветов, смешивающихся с запахом моря: соли, йода, водорослей.
Гулять в Порто Монтенегро приятно не только по пирсам и набережной, но и за их пределами. На улицах комплекса спокойно и чисто, все очень аккуратно и облагорожено.
Уют на территории яхт-комплекса в немалой степени определяется обилием зелени. Над обустройством пространства явно хорошо потрудились ландшафтные дизайнеры.
Стены и металлические конструкции оплетает яркая зелень.
В стильных кадках и керамических горшках сидят экзотические и средиземноморские растения. На площади Венеции, например, ежегодно цветут яркие стрелиции.
Тут и там растет лаванда, период активного цветения которой приходится на июнь. Особо распространены два вида - лаванда узколистная (или лаванда настоящая)
и лаванда стэхадская.
У центрального входа посетителей встречает огромная клумба голубых агапантусов.
А у северного возле Административного здания - забор, увитый пассифлорой разных сортов.
В начале лета, когда ее необычные яркие цветы распускаются, эта ограда выглядит просто великолепно.
Кстати, больше цветущей красоты можно посмотреть в публикации Порто Монтенегро - фото весной.
Что же касается деревьев, то кроме пальм в Порто Монтенегро есть оливы и цитрусовые. А еще - очень много магнолий.
Летом эти деревья покрываются огромными белыми цветами.
Аромат от них умопомрачительный!
В остальное время вечнозеленые кроны магнолий просто украшают комплекс большими желто-зелеными листьями.
Порто Монтенегро возникло не на пустом месте - раньше тут находилась одна из самых крупных на побережье Адриатики военно-морских баз.
В 2006 году база "Сава Ковачевич", в народе гораздо более известная как "Арсенал", была выставлена на открытый аукцион. Предложение заинтересовало канадского предпринимателя Питера Манка, как раз искавшего подходящее место для глубоководной элитной марины, и он приобрел территорию "Арсенала" (29 гектаров земли и 139 гектаров моря). Интересно, что первоначально бизнесмен рассматривал для реализации задуманного проекта и Хорватию, но правительство Черногории, по словам Манка, "устранило все инвестиционные барьеры", так что предпочтение в итоге было отдано именно ей.
Канадский миллиардер привлек инвесторов, среди которых оказались такие известные предприниматели, как Олег Дерипаска, Джейкоб и Натаниэль Ротшильды, Бернар Арно, Шандор Демьян. Вскоре началось активное возведение марины и комплекса зданий рядом с ней.
Десять лет спустя после покупки территории, в 2016 году, компанию продали Инвестиционной корпорации Дубая (ICD), коей она и принадлежит в настоящее время.
Сегодня тиватский Порто Монтенегро выбирают для отдыха не только бизнесмены, но и звезды мировой величины. Известно, что здесь уже успели побывать британская певица Рита Ора, сербский теннисист Новак Джокович, американская артистка бурлеска Дита фон Тиз, а совсем недавно тут гостила бразильская супермодель Адриана Лима.
В целом Порто Монтенегро в Черногории являет собой отличный пример современной комплексной застройки.
Приятно, что это не закрытая территория. Хоть вначале и предполагалось, что она будет таковой, но в итоге вход сюда доступен всем. Несмотря на то, что комплекс рассчитывался на людей более чем обеспеченных, радует, что место это не сбивает с ног своим пафосом. Да, в здешней марине стоят роскошные яхты, а на парковке - дорогие машины, но по улицам комплекса ходят нормальные обычные люди, в том числе и простые жители Тивата - мамы с колясками, школьники, семьи с ребятишками, молодые парочки.
Кстати, автомобилям передвижение внутри комплекса запрещено. Для поездок по Порто используются гольф-кары и велосипеды.
На улицах Порто Монтенегро встречается довольно много небольших, но стильных фонтанчиков.
В комплексе "Ksenija", например, есть целая стена с арочными проемами, за коими установлены настенные фонтаны. Вода по такой стенке непрерывно стекает с приятным тихим журчанием. На фото выглядит довольно скучно, но на самом деле такие фонтаны вносят свежесть и оригинальность в пейзаж и являются отличным украшением улиц.
Подобный фонтан есть и в другой части комплекса, только там стена больше и имеет не черный, а коричневый цвет.
Фонтан со скульптурой. Сделан для красоты, воду отсюда пить нельзя.
Скульптура крупным планом.
В разных частях поселения установлено довольно много симпатичных скамеек, на которых так приятно отдохнуть после долгого променада.
Вообще, единственное, с чем тут проблема - так это с туалетами. Они есть, но только для сотрудников, а потому закрыты на замок. Не смертельно, конечно, особенно учитывая обилие кафе, но все же минус, причем довольно жирный на общем фоне - ведь все остальное продумано и сделано для комфортного пребывания людей на территории комплекса.
Канадский миллиардер привлек инвесторов, среди которых оказались такие известные предприниматели, как Олег Дерипаска, Джейкоб и Натаниэль Ротшильды, Бернар Арно, Шандор Демьян. Вскоре началось активное возведение марины и комплекса зданий рядом с ней.
Десять лет спустя после покупки территории, в 2016 году, компанию продали Инвестиционной корпорации Дубая (ICD), коей она и принадлежит в настоящее время.
Сегодня тиватский Порто Монтенегро выбирают для отдыха не только бизнесмены, но и звезды мировой величины. Известно, что здесь уже успели побывать британская певица Рита Ора, сербский теннисист Новак Джокович, американская артистка бурлеска Дита фон Тиз, а совсем недавно тут гостила бразильская супермодель Адриана Лима.
В целом Порто Монтенегро в Черногории являет собой отличный пример современной комплексной застройки.
Приятно, что это не закрытая территория. Хоть вначале и предполагалось, что она будет таковой, но в итоге вход сюда доступен всем. Несмотря на то, что комплекс рассчитывался на людей более чем обеспеченных, радует, что место это не сбивает с ног своим пафосом. Да, в здешней марине стоят роскошные яхты, а на парковке - дорогие машины, но по улицам комплекса ходят нормальные обычные люди, в том числе и простые жители Тивата - мамы с колясками, школьники, семьи с ребятишками, молодые парочки.
Кстати, автомобилям передвижение внутри комплекса запрещено. Для поездок по Порто используются гольф-кары и велосипеды.
На улицах Порто Монтенегро встречается довольно много небольших, но стильных фонтанчиков.
В комплексе "Ksenija", например, есть целая стена с арочными проемами, за коими установлены настенные фонтаны. Вода по такой стенке непрерывно стекает с приятным тихим журчанием. На фото выглядит довольно скучно, но на самом деле такие фонтаны вносят свежесть и оригинальность в пейзаж и являются отличным украшением улиц.
Подобный фонтан есть и в другой части комплекса, только там стена больше и имеет не черный, а коричневый цвет.
Фонтан со скульптурой. Сделан для красоты, воду отсюда пить нельзя.
Скульптура крупным планом.
В разных частях поселения установлено довольно много симпатичных скамеек, на которых так приятно отдохнуть после долгого променада.
Вообще, единственное, с чем тут проблема - так это с туалетами. Они есть, но только для сотрудников, а потому закрыты на замок. Не смертельно, конечно, особенно учитывая обилие кафе, но все же минус, причем довольно жирный на общем фоне - ведь все остальное продумано и сделано для комфортного пребывания людей на территории комплекса.
Не считая этого, Порто Монтенегро - отличное место чтобы расслабиться и неторопливо прогуляться, а для туристов еще и, несомненно, это прекрасная возможность открыть страну с новой стороны и познакомиться с другой Черногорией.
UPD. Теперь на сайте есть репортаж из еще одного современного туристического комплекса Черногории - Портонови в Кумборе. Его можно посмотреть по этой ссылке.
Комментарии
Отправить комментарий