19 августа в водах Которского залива прошел фестиваль "Бокельская ночь", имеющий статус нематериального культурного наследия Черногории. О истории и значении сего мероприятия я уже писала в более ранних постах, так что сейчас не буду повторяться или подробно расписывать, как хорош и уникален данный праздник, а просто сразу перейду к снимкам с нынешнего карнавала на воде.
Празднество по традиции начала процессия клуба "Lahor": большой парусник с ребятишками, за коим следовали маленькие кораблики. Однако в привычный распорядок было внесено одно новшество - на церемонии открытия выступил городской оркестр. В этом году он, кстати, отмечает 175-летие с момента основания.
Исполнителям выделили отдельное судно, которое неторопливо проплыло мимо нескольких сотен зрителей, занявших всю которскую набережную. Музыканты сделали пару кругов, исполняя бодрые марши. Выступление оркестра привнесло торжественность и дополнительную праздничность. Жаль только, что живую музыку порой заглушали песни из колонок, которые не всегда вовремя выключали. Надеюсь, в будущем обойдется без подобных накладок.
После церемонии открытия из поселка Муо к Котору двинулись разнообразно украшенные лодки и плоты.
В нынешнем году кроме денежных наград были еще и спонсорские призы - 2 ваучера на посещение тиватской пиццерии "Galija". По итогам водного парада представитель данного заведения решил отдать один из ваучеров лодке, следовавшей первой и названной "Новая пластинка".
Другой ваучер, как ни странно, достался плывшему вторым кораблику "Маковые поля".
Лодочки, несомненно, симпатичные, с хорошо выполненными фигурками, но, на мой взгляд, были и более достойные претенденты, которых обошло вниманием жюри. Впрочем, награждение 2017 года - это вообще особый разговор. Не только я, но и многие другие зрители не совсем поняли, почему места распределили так, как их распределили. Однако, хоть решения о призах и вызвали некоторое недоумение и легкое возмущение, удовольствие от праздника и просмотра красочного представления это, на самом-то деле, не испортило.
Четвертую по счету конструкцию посвятили традиционному которскому пирожному, в честь коего даже устраивается фестиваль в начале лета. Декор кораблика получился немного скучным, но зато несущим какую-то смысловую нагрузку.
Это, к слову, одна из работ, перекликающихся с 2016-м годом - на прошлогодней "Бокельской ночи" тоже была композиция с сим известным кондитерским изделием Котора.
Видение Котора от следующих конкурсантов.
А объединение Бокельских моряков из Котора изобразило свой герб.
Лодка №6, названная "Черногорский подвал" и наглядно демонстрирующая, что нередко происходит в этом самом помещении - процесс изготовления ракии. В центре установлены бочка и перегонный аппарат, между ними - ящик с виноградом. На стенах "подвала" в ряд выставлены стеклянные бутылки для будущего напитка. За процессом внимательно надзирает молодой парень.
На судне №7 разместилась парочка в страстном танце.
Часовая башня и морской якорь.
А вот это одна из лучших лодок. Отлично реализованная идея!
Правда, пожарную машину, на мой взгляд, чуть-чуть не дотянули - у нее не доделали одну стенку. На фото этого не видно, но когда она проплывала мимо, то просматривались все "внутренности" автомобиля. Можно было бы закрыть последнюю сторону хоть куском красного картона, хоть тканью. Но видимо, на это уже не хватило бюджета. В остальном же все сделано отлично, аккуратно и с проработкой деталей. Прекрасно изготовленное масштабное авто, мальчик-пожарный, тушащий из шланга настоящий огонь, горящий за живым деревом. Главная изюминка этой композиции в ее актуальности - в июле и августе страну терзали пожары, которые долгое время не могли потушить. Не диво, что "Пожарная служба" получила призовое место. Правда, всего лишь третье.
Это единственное решение судей, которое публика поддержала одобрительными выкриками и аплодисментами.
Данный велосипед уже использовали на предыдущем карнавале, только несколько иначе оформленный. В 2016-м это была ретро-композиция (шла под номером 37), а теперь - цирк: велосипед окружают флажки, шарики, клоун. Довольно неплохое перевоплощение.
В нынешнем году (впрочем, как и в прошлые разы) призовой фонд "Бокельской ночи", учрежденный дабы дополнительно простимулировать участников на создание оригинальных композиций, составил 4 000 евро. Первое место подразумевало выплату 1 500 евро, второе - 1000 евро, третье (которое и заняла представленная выше "Пожарная служба") - 500 евро. Оставшаяся тысяча евро была пущена на специальные награды: 4 приза по 250 евро.
Участник, выступавший под номером 11, как раз из числа конкурсантов, получивших специальный приз. Смысл сценки поясняет ее название - "Перспектива для безработных".
Изображение набережной в Боке Которской.
Второй участник, удостоенный специального приза - "Старик и море".
На оформление этого кораблика, как не сложно догадаться, создателей вдохновила одноименная повесть Эрнеста Хемингуэя. К борту судна привязан марлин, а рядом с ним плавают акулы, коих символизируют темные треугольники - спинные плавники рыб. Мужчина, сидящий в лодке, пытался отбиваться от хищников веслом.
Внушительная фигура ангела с мечом.
Отлично выполненная конструкция, у коей имелись движущиеся крылья.
Нынче, кстати, получилось несколько меньше участников, чем в прошлые два года. Всего на "Бокельской ночи 2017" выступило 35 конкурсантов (официально номеров было 36, но 12 или 13 участник почему-то не явился, так что по факту вышло 35).
Лодка № 17 - "Которские трубадуры".
Кот-купидон.
Инсталляция в честь 200-летнего юбилея велосипеда.
Пряничный домик. Подозреваю, основой для него выступил прошлогодний скворечник (в 2016-м - участник №6). Переделка вышла годная. А сама идея сладкого домика, между прочим, уже была реализована на "Бокельской ночи 2015". То сооружение (конкурсант №16), по-моему, выглядело более зрелищно, но и эта конструкция вышла симпатичненько.
"Пью, чтобы забыть" - лодка, посыл которой не смог понять и разъяснить даже ведущий вечера.
Участник №22, получивший второе место и 1 000 евро по решению судей. Конструкция заняла аж 2 лодки и была названа "Энергетическая эффективность Черногории". Как и прочие победители, она интересна в контексте. В этом году жюри, как легко заметить, вообще отдавало явное предпочтение людям, подготовившим прежде всего инсталляции, затрагивающие актуальные темы.
На первой лодке, справа - ветряки в черногорских горах. Они являются воплощением ветряных мельниц, построенных в местечке Крново в окрестностях Никшича. Ветряная электростанция пока еще не работает, но в самом ближайшем будущем должна быть запущена.
На корабле слева - Италия, протянувшая кабель к Черногории. К ветрогенераторам он отношения не имеет, тут речь идет уже о другом проекте - прокладке под водой энергетического кабеля для связи итальянской Виллановы и черногорской Ластвы Грбальской. Данную идею обсуждают много лет, но в скором времени обещают наконец-то приступить к ее воплощению в жизнь.
"Которская улица". Сооружение с подтекстом. Оно говорит о том, что все дома в Старом городе Котора используются для сбора денег с туристов. Что, в общем-то, правда. Сувенирные лавки в историческом квартале расположены, конечно, не в каждом доме, но их очень много.
"Курица или яйцо?" - оформители лодки, шедшей под номером 24, решили вот таким образом проиллюстрировать знаменитый логический парадокс.
Очередной "Дворец трех сестер" - популярная достопримечательность поселения Прчань, славящаяся своей грустной историей. Очередной - потому что его изображение было уже как минимум в 2016-м (участник №44). Хотя нынешний дворец выполнен отлично, мне понравилось.
Подводная лодка, похожая на китенка. На рубке выведен порядковый номер судна - 26.
"Которские промыслы" - участник №27 и обладатель еще одной специальной награды в 250 €.
Лампа Аладдина.
Конструкция была бы не особо впечатляюща, если б в один момент из нее не повалил "дым" (созданный, кажется, при помощи огнетушителя). Вышло неожиданно и достаточно эффектно, жаль только дыма хватило ненадолго - всего лишь на небольшой отрезок первого круга.
Паук. Тут игра слов - пауком называют не только животное, но и эвакуатор. Поэтому в паутине у членистоногого, занявшего кораблик №29, не насекомые, а автомобильные номера.
Большая часть карнавальных лодок была на неплохом уровне. Сооружения может представили и не слишком грандиозные, но добротно выполненные и достаточно любопытные. Порадовало, что и темы инсталляций оказались довольно разнообразны.
Но не обошлось и без проходных и даже странноватых конструкций вроде этого подсвечника.
Следующие участники, судя по всему, решили изобразить разрушение которских стен временем и запустение, наступающее от недостатка внимания властей к столь важной достопримечательности.
Конструкция, посвященная включению которской крепости в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мультяшек в этом году почти не было, разве что на кораблике №33 разместился персонаж из мультфильма "Холодное сердце".
Еще одна специальная 250-евровая награда досталась следующему, 34 участнику. Конструкция "Мост на Вериге", как и практически все остальные победители, иллюстрирует злободневную тему. В данном случае речь идет о давнем споре: как следует соединить два берега Боки Которской? Один из предлагаемых вариантов - заменить ныне существующий паром из Каменари в Лепетане автомобильным мостом. Цепи же тут иллюстрируют старый способ защиты пролива, давший ему название - в старину в самом узком месте бухты, у небольшой церкви Госпа од Анджела, натягивали на ночь цепи для предотвращения проникновения кораблей неприятеля.
Иииии, предпоследний участник, коего определили как главного победителя минувшего карнавала. Конструкция была разработана двумя секретариатами херцегновского муниципалитета и названа "Большой док Биелы". Воплотила идею команда под руководством жителя из поселка Каменари Мило Андрича.
Тут воспроизведены два крана, на боку карнавального дока красуется герб општины Херцег Нови и надпись: "Adio Veliki!" ("Прощай, Большой!"). Посвящено сооружение недавнему вывозу большого дока, последовавшего в результате закрытия судоремонтной верфи в Биеле, просуществовавшей несколько десятилетний и являвшейся самым большим предприятием такого типа в южной Адриатике.
Крайняя лодка под названием "Летучий корабль". Была собрана русской командой.
Конструкция практически непрерывно выпускала столбы пламени из хвостовой части и сверху. На черном ночном фоне выглядело весьма эффектно.
Все участники прошли три круга, на финальном были оглашены победители. После чего последовал фейерверк и концерты, о коих подробнее можно узнать в следующем посте.
Также напомню адреса ссылок на прошлые мои репортажи про "Бокельскую ночь", для тех, кто хочет посравнивать мероприятия, поискать другие сходства между конкурсантами разных лет или просто освежить память:
- 2015 год: карнавал; фейерверк.
- 2016 год: карнавал; фейерверк.
Спасибо большое за описание праздника. Мы видели это в живую, но смысл некоторых лодок был не совсем понятен. Я не очень хорошо знаю сербский, и не всегда понимал, что говорит ведущий.
ОтветитьУдалитьПожалуйста, рада, что пост оказался интересен!
Удалить