На севере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия расположилось поселение, известное благодаря своему епископству, а также репутации крайне дождливого места. Университетский город, неоднократно получавший титул "Самого дружелюбного города для велосипедистов", религиозный центр Вестфалии, довольно значительный транспортный узел региона - все это Мюнстер.
Прежде чем я перейду к рассказу о самых интересных местечках Мюнстера, хочу вкратце обрисовать этапы его развития - для лучшего понимания истории достопримечательностей.
Итак, Мюнстер был основан Карлом Великим в 793 году. Город рос вокруг монастыря, которому он обязан не только своим формированием, но и именем - его название образовалось от латинского слова "monasterium" - монастырь. В 805 году поселению был дарован статус города, в 1170 году он получил городские права. Тогда же началось строительство крепостных стен.
Город с течением времени продолжал разрастаться и развиваться, становясь одним из крупнейших населенных пунктов Вестфалии. В 14 веке Мюнстер вступил в Ганзенский союз, так что в дальнейшем он жил преимущественно за счет торговли, а наиболее успешными и обеспеченными горожанами в нем стали семьи купцов.
Значительную роль в развитии и истории города также играло мюнстерское епископство. Епархия Мюнстера была учреждена в 791 году, кафедра - в 800 году. Местное духовенство получило светскую власть над землями епархии еще в 13 веке и правило ими до начала 19 столетия. Реформация обошла стороной Мюнстер, город остался католическим и сегодня большая часть его жителей по-прежнему исповедует католицизм. В 1803 году случилась Германская медиатизация, в ходе коей были упразднены все церковные княжества Священной Римской империи, в том числе и Мюнстерское княжество-епископство. В 1806 году город заняли французские войска, которые в 1813-м изгнала прусская армия. Затем, с 1815 года в течение 130 лет Мюнстер был столицей прусской Вестфалии.
В период национал-социализма город стал центром районного правительства и полиции. Во время Второй мировой Мюнстер оказался в числе самых разрушенных немецких городов. Бомбардировки британской армии уничтожили 91% Старого города и 63% новых кварталов.
Несмотря на то, что город очень сильно пострадал в 1945 году, большая часть исторического центра была восстановлена, так что и в наши дни Мюнстер может похвастаться красивой архитектурой. В связи с этим сюда приезжает немало туристов - в год город посещает около 5 миллионов человек.
Ныне население Мюнстера составляет около 279 800 жителей, что не так уж мало по немецким меркам. За городом также числится довольно большая площадь - почти 303 км², однако значительную часть земель занимают не жилые районы, а сельскохозяйственные угодья.
Облик исторического квартала в первую очередь формируется благодаря религиозным сооружениям, коих в Мюнстере насчитывается несколько десятков. Самые известные из них - это церковь Св. Ламберта на Принципальмаркт и Собор Святого Павла.
Собор Св. Павла является третьим по счету собором мюнстерского епископа. Первый был построен вскоре после основания города, в 805 году. Спустя некоторое время было начато возведение второго собора. Точных данных о датах его строительства не сохранилось, по одним сведениям вторая церковь появилась в конце 10 века, по другим - в 1071 году. Как бы то ни было, новый храм просуществовал до 1225 года, пока не был заложен третий собор. Строительство новой церкви продлилось 39 лет.
В плане здание представляет собой базилику с двойным поперечным нефом, построенную преимущественно из баумбергского песчаника. Длина храма составляет почти 109 метров, ширина - около 53 метров. Архитектурный стиль церкви - готика с элементами романской стилистики, представленной сохранившимися фрагментами второго собора. Например, от второго храма остался вестверк - массивный западный фасад с двумя башнями, имеющими пирамидальные шпили. На первый взгляд колокольни кажутся идентичными, но на самом деле они отличаются как по высоте (северная башня поднимается на 57,7 метров, южная же на 2,2 метра ниже соседки), так и по другим параметрам. В южной башне находится 10 соборных колоколов, самый большой их коих - "Кардинал", имеет диаметр 2267 мм и вес 7604 кг.
Романский вестверк с колокольнями расположен перпендикулярно центральному нефу.
В 1508-1512 годах была выполнена небольшая перестройка в позднеготическом стиле. После этого в экстерьер здания не вносилось никаких изменений. Оно сохраняло свой уникальный облик до Второй мировой войны, пока бомбардировки союзнической авиации не разрушили церковь.
А вот интерьер храма еще пострадал во время событий Мюнстерской коммуны (о ней я уже рассказывала в предыдущем посте). В 1534-1535 годах значительная часть предметов сакрального искусства была уничтожена. После подавления восстания для украшения собора были созданы новые статуи и иконы.
В прошлом столетии несмотря на то, что здание было разрушено военными действиями, большая часть церковного убранства не пострадала, так как ее заблаговременно эвакуировали. Тем не менее, кое-что было безвозвратно утеряно - например, росписи Германа том Ринга. Восстановление храма началось практически сразу после завершения войны, в 1946 году, и заняло 10 лет. Через некоторое время после окончания реконструкции, в 1981 году, был открыт еще один зал церкви, в коем выставлены различные предметы сакрального искусства, собиравшиеся с самого начала мюнстерского епископства - то есть более чем 1200 лет. С 2009 по начало 2013 года здание вновь проходило обширную реконструкцию. В этот период был проведен ремонт кровли, вентиляции, отопления, системы освещения, снова были окрашены внутренние помещения, а также сделаны другие работы, направленные на поддержание храма в хорошем состоянии.
В настоящее время в соборе по-прежнему находится кафедра Мюнстерского епископа. Храм открыт ежедневно с 6:30 до 19:00, в воскресенье и праздничные дни церковь закрывается на полчаса позднее.
Кстати - канализационный люк Мюнстера с изображением вестверка собора.
Перед церковью Св. Павла находится площадь, которая называется Соборной (Домплатц - Domplatz). Она является центральной площадью Старого города, площадкой для проведения концертов и различных мероприятий. На ней же еженедельно, по средам и субботам, устраивается традиционный базар с 7:00 до 14:30.
Одно из самых интересных зданий Соборной площади - Епископский дворец, построенный в 1732 году. Это дом из красного кирпича, имеющий три крыла. Спроектирован под влиянием голландского классицизма. Первоначально дворец был помещением для деканата, с 1832 года стал также служить резиденцией епископа. Для этих же целей используется и по сей день.
Рядом с дворцом построено здание Коллегии Лудгерианум (Ludgerianum) - трехэтажный светлый дом с красивыми готическими украшениями на фасаде. Был возведен в 1901–1903 годах для размещения духовной семинарии Мюнстерского епископства. Автором архитектурного проекта выступил Франц Вухерпфеннинг. Семинария была названа в честь Святого Людгера, первого епископа Мюнстера. Послевоенная реконструкция здания проводилась в 1949-1950 годах.
Семинария располагалась тут несколько лет, а затем переехала в новое здание. Тогда дом занял архив епархии. В настоящее время тут расположена кафедра философии при Вестфальском университете.
С Соборной площади открывается хороший вид на колокольню церкви Св. Ламберта, живописно выглядывающую из-за крон деревьев.
Если пойти в сторону Принципальмаркт, то в сторонке можно увидеть фонтан Архангела Михаила. Бронзовая фигура изображает Михаила с крыльями и поверженного дракона. Автор скульптурной композиции - Вильгельм Хайнер, мастер из Билефельда. Фонтан был установлен в 1962 году.
Под скульптурой находится круглая чаша, с которой вниз тонкими струйками стекает вода.
Рядом можно увидеть бронзовую модель, воспроизводящую центр исторического квартала - улицу Принципальмаркт и Соборную площадь. Подобные модели устанавливаются для слепых во многих немецких городах. У самых важных зданий есть подписи на шрифте Брайля.
А людям без нарушений зрения она позволяет взглянуть на город с высоты птичьего полета и быстрее сориентироваться.
В юго-западной части Старого города можно посмотреть церковь Святого Эгидия. Она была построена в 1724-1728 годах для капуцинов на месте прежней церкви Св. Марии и Анны. Архитектором выступил Иоганн Конрад Шлаун. Здание спроектировано в духе классицизма.
В 1811 году капуцинский орден был распущен, церковный инвентарь и мебель продали, стены побелили. Храм стали использовать для своих целей военные. Во время Второй мировой здание почти не пострадало, и вскоре церковь вернули католикам. Некоторое время она была приходской для местной португальской общины, а с 2013 года тут проводятся Тридентские мессы. Службы в храме совершаются по пятницам в 18:00 и воскресеньям в 9:30.
Интересные скульптуры на фасаде.
Еще один храм исторического квартала - и очень красивый - церковь Святого Людгера. Это один из старейших образцов религиозной архитектуры в Мюнстере. Первое письменное упоминание о храме датируется 1173 годом. В 1180-1220 годах церковь перестроили. После 1383 года, когда храм пострадал во время большого городского пожара, в его конструкцию вновь были внесены изменения. Размеры здания увеличились, а к первоначальному романскому стилю добавились черты готики.
Две башни западного фасада были возведены в 1876 году. В них находятся четыре старых колокола, представляющие особую ценность. Самый маленький, весом примерно в 350 кг и диаметром 815 мм, был отлит в 1464 году. Остальные три колокола датируются 1507 годом.
Церковь Св. Людгера - одно из немногих оригинальных, а не восстановленных после Второй мировой зданий.
Храм действующий, богослужения тут проводятся с понедельника по пятницу в 19:00, в воскресенье - в 9:30.
В северной части Старого города Мюнстера находится Университетская церковь с непростой историей. Ее строительство было начато в 1687 году орденом францисканцев на территории их обители. Большую часть проекта создал архитектор Антон Хюлс, а барочный юго-западный фасад (на фото), выполненный из песчаника, является результатом трудов Иоганна Бавра. Основная часть здания сложена из красного кирпича. Размеры строения составляют около 53,5 метров в длину и 17 метров в ширину. Архитектурный стиль этого зального храма представляет сочетание барокко и псевдоготики.
В 1694 году основные строительные работы были окончены, а в 1698 году церковь освятили в честь Святой Марии и Святого Антония Падуанского. После проведения Германской медиатизации храм закрыли. В 1807 году его стали использовать как казарму для французских войск. Через несколько лет все церковное имущество распродали с аукциона и до Первой мировой войны здание занимала армейская конюшня. В 1914 власти и вовсе решили снести храм. Спасло его предложение местных военачальников - они захотели вернуть строению первоначальные функции и превратить его в католическую церковь. Для гарнизона. Однако этот план не удалось воплотить в жизнь - началась Первая мировая война. С 1920 года и до конца Второй мировой здание вновь стали использовать и опять не по назначению - не для религиозных целей, а в качестве склада театральных декораций и реквизита. Во время бомбежек 44-45 годов прошлого века от храма практически ничего не осталось, если не считать юго-западного портала. После войны церковь решили восстанавливать. Реконструкционные работы проводились в 1958—1961 годах, после чего храм передали евангелическо-теологическому факультету при Вестфальском университете. С тех пор он называется Университетским.
Особый интерес представляют двери Университетской церкви.
Одно из изображений, украшающих дверь.
Из этой части города еще можно увидеть прекрасную центральную башню церкви Св. Людгера.
Рядом находится простой фонтанчик.
Двигаемся дальше.
Церковь Святого Климента расположена на востоке исторического квартала. Была построена при госпитале ордена бонифратров в 1745—1753 годах. Заказчиком выступил мюнстерский епископ Клеменс Август, а архитектором - Иоганн Конрад Шлаун. Да-да, тот самый Шлаун, который создал церковь Святого Эгидия, о коей я уже писала выше. И это не последнее творение сего известного мюнстерского архитектора в данном посте.
Но пока вернемся к храму Св. Климента. Он считается лучшим творением Шлауна в области церковной архитектуры. Это здание в стиле позднего барокко, сложенное из любимого Иоганном Конрадом красного кирпича. Карнизы и пилястры на фасаде выполнены из светлого песчаника. Церковь имеет форму ротонды с шестиугольным куполом, который венчает высокий узкий фонарь. С западной стороны к храму в виде кампанилы пристроена колокольня с часами.
Во время Второй мировой войны весь монастырский комплекс был разрушен, пострадала и церковь Св. Климента. Восстановление храма началось в 1956 году и заняло не один год. В наши дни здание полностью реконструировано и принадлежит католической церкви. Кроме служб тут также периодически проводятся концерты камерной и органной музыки. Особой популярностью храм пользуется у молодоженов, часто выбирающих его для проведения обрядов венчания.
В летнее время церковь открыта для посещений с 9:00 до 17:15, в зимнее - с 9:00 до 16:00.
Еще один люк Мюнстера.
В северной части Старого города расположена другая интересная архитектурная достопримечательность - Пороховая башня (Pulverturm), также иногда называемая Buddenturm. Она представляет фрагмент крепостных стен города, самый старый из сохранившихся элементов фортификационной системы Мюнстера. Башня была построена уже в 1150 году. В 16 веке, с 1533 по 1598 годы, использовалась как тюрьма. Затем стала пороховым складом. В последнем качестве она прослужила до 1771 года, а потом башню вновь сделали тюремной.
Стоит заметить, что первоначально высота Пороховой башни составляла 20 метров, однако в 1629 году ее надстроили еще на 10 метров. Так она простояла вплоть до 1879 года, пока городские власти не выкупили у армии данное сооружение. Муниципалитет решил использовать башню как водонапорную, в связи с чем она вновь была перестроена. Каноническую крышу убрали, вместо нее установили бак для воды и зубчатую корону. Во время Второй мировой здание постигла примерно та же участь, что и остальную часть исторического квартала - оно было разрушено. При восстановлении башне вернули тот облик, который был у нее до перестройки, в ту пору, когда она эксплуатировалась как пороховой склад и гарнизонная тюрьма. После реконструкции 20 века ее некоторое время использовали как станцию управления уличным освещением, но в 1992 году Buddenturm была изъята у коммунального управления. Пороховой башне присвоили статус архитектурного памятника. Последние реконструкционные работы были проведены в начале этого столетия.
Церковь Пресвятой Девы Марии (церковь Мадонны) более известна в народе как Überwasserkirche - "Церковь над водой". Такое название она получила потому, что находится на другом берегу реки Мюнстерше-Аа от Собора Св. Павла, и, если смотреть от собора, то храм как раз стоит над водой. Он возник здесь при обители, в которой не только жили монахини, но и до 1460 года воспитывались девочки из знатных семей. Монастырь и церковь сформировали ядро мюнстерского пригорода.
Археологические раскопки показали, что храм был на этом месте еще в 9 веке. Вторую церковь построили 1040 году, но уже через 31 год ее уничтожил пожар. После этого здесь же началось возведение нового здания, однако точная дата его закладки неизвестна. В любом случае, в 1121 году и третья церковь была уничтожена. Храм, который мы можем видеть сегодня, начали строить в 1340 году. Его сооружение заняло не одно десятилетие. Так, первые работы по возведению массивной колокольни были проведены в 1363 году, а готова она была лишь в начале 15 века. Ранее у колокольни был шпиль, но в период Мюнстерской коммуны его, как и прекрасные готические скульптуры с фасада, демонтировали. Некоторое время спустя шпиль был восстановлен, но в начале 18 века его снесло ураганом и больше горожане не пытались его вернуть. Несмотря на это 64-метровая башня "церкви над водой" нередко называется самой красивой готической колокольней Вестфалии.
Реставрационные работы, призванные исправить все повреждения, нанесенные Второй мировой войной, были полностью закончены только к 2001 году. В настоящее время сей прекрасный готический храм числится как действующая католическая церковь.
Немного деталей фасада. Часы на башне.
У центрального входа верующих встречает скульптура Девы Марии и младенцем Христом.
Неоготическое обрамление западного портала. Скульптуры, выполненные Антоном Рюллером в 1903 году, изображают Симона Кананита, Апостола Петра и Андрея Первозванного.
Отдельно стоит отметить, что у храма Пресвятой Девы Марии, также как и у Университетской церкви, очень интересны двери, украшенные фигурками.
Необычные бронзовые двери были созданы немецким скульптором Бернхардом Клянхаусом во второй половине прошлого столетия.
И, наконец, последняя в этом посте достопримечательность - Мюнстерский дворец, Fürstbischöfliches Schloss - Дворец князя-епископа. Его возведение было начато в 1767 году на месте замка Пауля (построенного в 1667-1700 годах и разрушенного в ходе военных действий 1756-1763 годов - Семилетней войны). Заказчиком нового здания стал мюнстерский епископ. Разработку архитектурного проекта и руководство над строительными работами получили тому самому Иоганну Конраду Шлауну, две церкви которого вы могли увидеть выше. Шлаун, коему на тот момент было уже 72 года, придумал дворец в стиле барокко с богатым декором фасада, а также комплекс хозяйственных пристроек и французский сад, окружающий дворец. Здание строилось из красного кирпича с отделкой из песчаника. Его длина составила 91 метр. Дворец абсолютно симметричен по отношению к центральной оси, имеет на восточном фасаде два флигеля, образующих парадный двор. Архитектор трудился над епископским дворцом до самой смерти. Приемником Иоганна Шлауна стал Вильгельм Фердинанд Липпер. Он занялся внутренней отделкой дворца и внес ряд изменений в первоначальный план Шлауна. В частности, некоторые здания для хозяйственных нужд так и не были построены, а сад создали не в французском, а в английском стиле.
Строительство было завершено в 1787 году, но к тому времени Максимилиан Фридрих фон Кёнигсегг-Ротенфельз, епископ, заказавший дворец, уже скончался. Новый епископ почти не пользовался барочным дворцом в Мюнстере. А в начале 19 века прусские власти конфисковали здание и в нем разместились местный губернатор и генерал-фельдмаршал. Cпустя 12 лет, в 1815 году, дворец получил статус резиденции обер-президента Вестфалии. В период Третьего рейха здание использовалось как место расположения строительного ведомства, а также резиденция Альфреда Мейера, занимавшего в ту пору в NSDAP высшую партийную должность областного уровня - гауляйтера Северной Вестфалии. В то же время в подвале замка были созданы бомбоубежища.
Первая бомба попала во дворец в 1941 году, однако тогда строение пострадало незначительно. Но в 1945 на него вновь был сброшены снаряды и уж тогда дворец епископа горел несколько дней. В результате от него остались только несущие стены. Британское командование, руководившее городом после окончания войны, хотело снести руины, но местным жителям удалось отстоять дворец. Уже в 1946 были начаты работы по восстановлению. Примерно тогда же приняли решение передать здание университету. В 1949 во дворце прошли первые лекции, а пять лет спустя Епископский дворец официально стал главным корпусом Вестфальского университета им. Вильгельма (WWU), одного из самых крупных и известных немецких университетов. Сие заведение занимает дворец и по сей день, являясь его визитной карточкой.
Античный фронтон на восточном фасаде. Скульптурная композиция прославляет Мюнстерское епископство.
Над ризалитом виднеется фонарь с флюгером. Внутри фонаря расположен карильон из 18 колоколов. Колокола звонят каждые 15 минут, а также трижды в день воспроизводят одну из запрограммированных мелодий. Всего карильон епископского дворца может играть 10 разных песен.
Надо сказать, что хотя прежние интерьеры дворца в наши дни уже невозможно увидеть, внешний облик здания был воспроизведен довольно точно.
Западный фасад.
Портал западного фасада и его декор.
Фронтон с часами над входом.
Рядом с Мюнстерским дворцом расположено еще одно любопытное местечко, которое стоит посетить - ботанический сад, но оно заслуживает отдельного поста.
Красивейший город! Бесподобная архитектура, интересный рассказ! Какое счастье, что большинство зданий и храмов восстановлены! Ведь невозможно "оторвать" взгляд от фотографий, а как это наяву выглядит, остаётся только догадываться! Вот бы все так относились к своим архитектурным ценностям!
ОтветитьУдалитьДа, было бы очень жаль, если бы вся эта красота пропала и после войны исторический центр застроили безликими современными зданиями. Немцы вообще молодцы, что так бережно относятся к своему культурному наследию, согласна, что многим у них стоит поучиться...
Удалить