Практически вплотную к Большой Успенской церкви монастыря Савина примыкает Малая, являющаяся самой ранней постройкой комплекса. Она также считается одним из наиболее старых религиозных сооружений Херцегновской области, возможно даже - самым древним.
Храм на этом месте возвели в 1030 году, еще до появления монастыря. Тогда это была просто небольшая церковь для местных жителей. Монастырь же здесь был основан в 17 веке (а не в 11, как пишут многие русскоязычные источники) десятком монахов, бежавших от войны из обители Тврдош, что в Требинье. Монахи обосновались возле Малой Успенской церкви и назвали построенный вскоре монастырский комплекс в честь самого почитаемого святого сербской православной церкви - Саввы I. В то время территория и храм прибывали в довольно плачевном состоянии. Послушники занялись обновлением имеющихся сооружений и постройкой новых зданий. Восстановление Малой церкви Успения Пресвятой Богородицы заняло довольно значительное время, отчасти потому, что в монастыре вскоре началось строительство Большого Успенского храма, потребовавшее немалых сил, а главное - финансовых вложений. Окончательно реставрация была завершена лишь в 1831 году.
Церковь имеет небольшие размеры - всего 6 метров в ширину и 10 в длину. Это простое однонефное прямоугольное здание с полукруглой апсидой и звонницей на один колокол над входом.
После постройки Большого Успенского храма его скромная старая соседка - малая церковь - конечно, потерялась на фоне величественного и красивого сооружения. Однако в старый храм непременно стоит зайти, так как за невзрачным фасадом скрывается настоящее сокровище.
Главная изюминка этой церкви - фрески, созданные несколько веков назад и покрывающие стены здания.
Сегодня внутри храма можно увидеть сразу несколько слоев росписи из разных веков.
Стена над входом.
Основная часть росписей была создана в классическом византийском стиле известным мастером Боки Которской - Ловро Добричевичем.
В 19 веке фрески были подправлены и перерисованы реставратором Алексием Лазовичем. Но в наше время сохранились лишь малые фрагменты из росписи 19 столетия, так как впоследствии нанесенные Лазовичем рисунки удалили, дабы выявить прежние изображения 16 века.
Самые старые фрески из ныне имеющихся датируются серединой 15 века.
Роспись местами подпорчена, есть целые фрагменты стены со стертыми фресками. Но несмотря на потертость внутри храма все равно очень красиво - атмосферно, уютно, чувствуется какая-то чарующая старина.
Иконостас церкви состоит из элементов, относящихся к разным эпохам. Слева от царских дверей, созданных в 1703 году мастером Дмитрием Даскал, висит икона Богородицы с Христом на руках.
Икона, расположенная справа от царских дверей иконостаса.
Лампадка.
Сбоку от иконостаса примостились два кресла.
Богослужения в церкви теперь проводятся редко, тем не менее чаще всего она открыта и ее можно свободно осмотреть.
Помимо зданий Савинского монастыря интерес представляет и кладбище, расположенное на его территории. Здесь есть много старых захоронений знатных семей, надгробные памятники коих отличаются роскошной отделкой и богатством декоративных элементов.
Поэтому осмотр нижнего уровня комплекса можно завершить небольшой прогулкой среди каменных памятников.
На кладбище Савинского монастыря покоятся останки Марко Цара (30.08.1859г - 1.11.1953г) - одного из самых знаменитых уроженцев Херцег Нового. Он был литературным критиком и писателем-путешественником. Также занимался переводами с итальянского и французского языков, писал для многих известных изданий. Марко умер в Белграде, где прожил большую часть жизни, но был похоронен в родном Херцег Нови.
Крайне любопытен этот памятник.
С одной его стороны красуется надпись: "Когда-то я была как вы сейчас. А вы скоро станете как сейчас я". В дословном переводе на русский получается немного коряво, по-сербски звучит более складно. С другого бока написано: "Разве не протянешь мне руку?!". Эти слова можно различить на предыдущем фото.
На четвертой стороне памятника выбит год - 1965.
Большинство красивых надгробий расположено вокруг Большого и Малого храмов (выше церквей находятся уже более современные захоронения с простыми и скучными мраморными плитами).
Возле церквей же похоронены некоторые важные лица, например, церковнослужители. На фото памятник над могилой епископа Герасима Петрановича, для коего монастырь Савина служил летней резиденцией. Это тот самый епископ Герасим, который приводил в порядок парковую зону вокруг монастыря и коему установлен монумент из камня (фото было в предыдущем посте).
С захоронениями церковных лиц: священников, монахов, епископов соседствуют могилы мирян и военных.
В своей книге "Монастырь Савина. Прошлое и настоящее" протоиерей Хаджи Никодим Джураков называет это кладбище "постоянной и необычной выставкой под открытым небом" и добавляет, что каждый посетитель монастыря Савина должен ее посмотреть. И я с ним не могу не согласиться.
На некоторых плитах имеются старые, выцветшие фотографии. Интересно их разглядывать в наше время.
А одна плита даже вделана в ограждение монастыря.
Как и на многих других черногорских кладбищах тут довольно часто встречаются семейные могилы.
Во время Наполеоновских войн, когда эскадра Сенявина оказывала помощь черногорцам, некоторых павших русских солдат хоронили на монастырской территории. На фото - как раз одно из таких захоронений.
Более современный, однако тоже очень необычный и богатый памятник, поставленный на могиле Драгомира Тотовича.
Гуляя по кладбищу можно не только разглядывать интересные надгробия, но и периодически отвлекаться на виды. За невысокими каменными стенами монастыря виднеется аккуратный виноградник.
Вид на залив.
И на лес, окружающий монастырь, а также Орьен на заднем плане.
В следующем посте можно почитать последней, верхней церкви монастыря. Первая часть, повествующая о Большой Успенской церкви, для тех, кто пропустил, была тут.
Храм на этом месте возвели в 1030 году, еще до появления монастыря. Тогда это была просто небольшая церковь для местных жителей. Монастырь же здесь был основан в 17 веке (а не в 11, как пишут многие русскоязычные источники) десятком монахов, бежавших от войны из обители Тврдош, что в Требинье. Монахи обосновались возле Малой Успенской церкви и назвали построенный вскоре монастырский комплекс в честь самого почитаемого святого сербской православной церкви - Саввы I. В то время территория и храм прибывали в довольно плачевном состоянии. Послушники занялись обновлением имеющихся сооружений и постройкой новых зданий. Восстановление Малой церкви Успения Пресвятой Богородицы заняло довольно значительное время, отчасти потому, что в монастыре вскоре началось строительство Большого Успенского храма, потребовавшее немалых сил, а главное - финансовых вложений. Окончательно реставрация была завершена лишь в 1831 году.
Церковь имеет небольшие размеры - всего 6 метров в ширину и 10 в длину. Это простое однонефное прямоугольное здание с полукруглой апсидой и звонницей на один колокол над входом.
После постройки Большого Успенского храма его скромная старая соседка - малая церковь - конечно, потерялась на фоне величественного и красивого сооружения. Однако в старый храм непременно стоит зайти, так как за невзрачным фасадом скрывается настоящее сокровище.
Главная изюминка этой церкви - фрески, созданные несколько веков назад и покрывающие стены здания.
Сегодня внутри храма можно увидеть сразу несколько слоев росписи из разных веков.
Стена над входом.
Основная часть росписей была создана в классическом византийском стиле известным мастером Боки Которской - Ловро Добричевичем.
В 19 веке фрески были подправлены и перерисованы реставратором Алексием Лазовичем. Но в наше время сохранились лишь малые фрагменты из росписи 19 столетия, так как впоследствии нанесенные Лазовичем рисунки удалили, дабы выявить прежние изображения 16 века.
Самые старые фрески из ныне имеющихся датируются серединой 15 века.
Роспись местами подпорчена, есть целые фрагменты стены со стертыми фресками. Но несмотря на потертость внутри храма все равно очень красиво - атмосферно, уютно, чувствуется какая-то чарующая старина.
Иконостас церкви состоит из элементов, относящихся к разным эпохам. Слева от царских дверей, созданных в 1703 году мастером Дмитрием Даскал, висит икона Богородицы с Христом на руках.
Икона, расположенная справа от царских дверей иконостаса.
Лампадка.
Сбоку от иконостаса примостились два кресла.
Богослужения в церкви теперь проводятся редко, тем не менее чаще всего она открыта и ее можно свободно осмотреть.
Помимо зданий Савинского монастыря интерес представляет и кладбище, расположенное на его территории. Здесь есть много старых захоронений знатных семей, надгробные памятники коих отличаются роскошной отделкой и богатством декоративных элементов.
Поэтому осмотр нижнего уровня комплекса можно завершить небольшой прогулкой среди каменных памятников.
На кладбище Савинского монастыря покоятся останки Марко Цара (30.08.1859г - 1.11.1953г) - одного из самых знаменитых уроженцев Херцег Нового. Он был литературным критиком и писателем-путешественником. Также занимался переводами с итальянского и французского языков, писал для многих известных изданий. Марко умер в Белграде, где прожил большую часть жизни, но был похоронен в родном Херцег Нови.
Крайне любопытен этот памятник.
С одной его стороны красуется надпись: "Когда-то я была как вы сейчас. А вы скоро станете как сейчас я". В дословном переводе на русский получается немного коряво, по-сербски звучит более складно. С другого бока написано: "Разве не протянешь мне руку?!". Эти слова можно различить на предыдущем фото.
На четвертой стороне памятника выбит год - 1965.
Большинство красивых надгробий расположено вокруг Большого и Малого храмов (выше церквей находятся уже более современные захоронения с простыми и скучными мраморными плитами).
Возле церквей же похоронены некоторые важные лица, например, церковнослужители. На фото памятник над могилой епископа Герасима Петрановича, для коего монастырь Савина служил летней резиденцией. Это тот самый епископ Герасим, который приводил в порядок парковую зону вокруг монастыря и коему установлен монумент из камня (фото было в предыдущем посте).
С захоронениями церковных лиц: священников, монахов, епископов соседствуют могилы мирян и военных.
В своей книге "Монастырь Савина. Прошлое и настоящее" протоиерей Хаджи Никодим Джураков называет это кладбище "постоянной и необычной выставкой под открытым небом" и добавляет, что каждый посетитель монастыря Савина должен ее посмотреть. И я с ним не могу не согласиться.
На некоторых плитах имеются старые, выцветшие фотографии. Интересно их разглядывать в наше время.
А одна плита даже вделана в ограждение монастыря.
Как и на многих других черногорских кладбищах тут довольно часто встречаются семейные могилы.
Во время Наполеоновских войн, когда эскадра Сенявина оказывала помощь черногорцам, некоторых павших русских солдат хоронили на монастырской территории. На фото - как раз одно из таких захоронений.
Более современный, однако тоже очень необычный и богатый памятник, поставленный на могиле Драгомира Тотовича.
Гуляя по кладбищу можно не только разглядывать интересные надгробия, но и периодически отвлекаться на виды. За невысокими каменными стенами монастыря виднеется аккуратный виноградник.
Вид на залив.
И на лес, окружающий монастырь, а также Орьен на заднем плане.
В следующем посте можно почитать последней, верхней церкви монастыря. Первая часть, повествующая о Большой Успенской церкви, для тех, кто пропустил, была тут.
Очень интересно и познавательно!
ОтветитьУдалитьОчень интересно. Не могу найти в источниках, почему на могилах встречается знак как у пиратов, череп и перекрещенные кости, или для Черногорцев это означает что то другое?
ОтветитьУдалитьНу вообще Адамова голова (череп и две перекрещенные кости) традиционно является символом смерти. Именно поэтому ее делали своей эмблемой пираты и военные, поэтому же теперь ее используют как знак опасности или яда. В христианской же трактовке это символ освобождения от смерти, спасения. Уверенна, черногорцы изображали этот знак на своих могильных плитах именно в классическом, христианском смысле.
Удалить